Занятия в старшей группе требуют больше умственной активности и являются наиболее познавательными. Они планируются в самые работоспособные дни (вторник и среду) в первой половине. Для исключения переутомления, чередуются с физическими упражнениями и музыкальными занятиями.
Это не значит, что все время в детском саду дошкольник занят развивающим обучением. Основное занятие в таком возрасте – это игры. Они также способствуют развитию навыков общения и способностей, стимулируют инициативность и самостоятельность, творческие и мыслительные способности ребенка. Игры классифицируются на несколько видов: игры – наблюдения, сюжетно – ролевые, дидактические, подвижные и т.д.
Содержание игры у дошкольников старшей группы более развито. В них, вместе с поступками, добавляются эмоции, общественные отношения. Постепенно в игры проникает практический опыт детей, используются знания, которые приобретены из бесед с взрослыми, узнаны из прочитанных книг. В играх прослеживается отражение деятельности взрослых:
— отношение к труду;
— сотрудничество в труде;
— отношение друг к другу во время работы.
Дошкольник к пятому году жизни неплохо справляется с ролевым поведением в играх. Задача взрослых, которые окружают ребенка, помочь использовать различные сюжеты, расширять тематику игр, углублять содержание и смысловую нагрузку.
В отличии от младшей и средней группы детского сада, жизнь детей старшей возрастной группы богаче в эмоциональном плане. Здесь зарождаются интеллектуальные и нравственные чувства, появляются эстетические переживания. Ребята радуются красоте в окружающей обстановке и природе, получают удовольствие от хороших картин, песен. Стремятся отразить это в своих рисунках, поделках, играх. Они учатся сопереживать родным и близким, быть полезными окружающим, на деле выражать свои чувства.
Учитывая возрастные особенности детей старшей группы, для родителей и педагогов можно поставить определенные задачи:
— развивать координацию, быстроту и точность движения, которые необходимы для овладения техники и навыков письма;
— приучать к самостоятельности и быстроте движений при самообслуживании;
— расширять представления о природе, общественной жизни, труде и учить правильно относиться к ним.
— воспитывать сосредоточенность, целеустремленность, выполнять указания взрослого;
— развивать логическое мышление и связную речь;
— прививать навыки коллективного труда;
— совершенствовать умения в пересказывании сказок и рассказов, в пении, рисовании, в танце и чтении стихов;
— учить управлять своим поведением.