Развитие речи в старшей группе
В связи с развитием интеллектуальных способностей в старшем дошкольном возрасте дети вполне свободно владеют родным языком. Общение в этот период жизни очень важно для ребят. С его помощью они познают свой внутренний мир. Оно является способом определения эмоционального состояния людей и их настроения, инструментом познания норм поведения.
Дошкольники старшей группы критично оценивают речь окружающих и стараются контролировать точность своего высказывания. Основные направления развития речи этой возрастной группы:
– развитие связной речи;
– воспитание звуковой культуры речи;
– работа над грамматической правильностью речи;
– обогащение и активизация словаря.
Овладение нормами и правилами русского языка детьми старшей группы, развитие коммуникативных способностей – цель занятий и упражнений в учебном году для этого возрастного периода.
К задачам обучения относятся:
1.Развитие связной речи и совершенствование монологической речи.
2.Обогащение активного и пассивного словаря.
3.Формирование слухового внимания, правильного произношения и фонематического слуха.
4.Умение пользоваться темпом и ритмом речи, логическим ударением.
5.Развитие памяти, воображения, внимания, мышления.
6.Расширение представления об окружающем мире.
7.Развитие взаимодействия в коллективе сверстников и контроля своих действий.
Одной из важных задач, которые ставятся перед дошкольным учреждением – это развитие речи детей. Основой для подготовки дошкольников к обучению грамоте в старшей группе является знакомство со звуковым строением слова и его звуковым анализом. В этот возрастной период дети более восприимчивы к звуковой стороне языка и проявляют наибольший интерес к словам и звукам.
Остановимся подробнее на некоторых направлениях работы по развитию речи:
Развивающая речевая среда.
– развитие речи как средства общения;
– расширение представления детей об окружающем мире и его многообразии;
– рассматривание изделий народных промыслов, книг и открыток, репродукций картин и т.д.
– поощрение ребенка делиться сведениями с другими детьми и с педагогом;
– решение спорных вопросов с помощью речи (доказывание, убеждение, объяснение).
Формирование словаря.
– осуществление словарной работы;
– обогащение речи детей существительными, которые обозначают предметы бытового окружения, орудия труда, профессии, животных, растений, птиц;
– обогащение речи детей прилагательными, которые характеризуют качества и свойства предмета, выражают чувства, эмоции, переживания;
– упражнение в подборе прилагательных к существительному и наоборот, слов со сходным и противоположным значением;
– употребление слов в точном соответствии со смыслом.
Звуковая культура речи.
– закрепление правильного и отчетливого произношения звуков;
– развитие фонематического слуха;
– различие на слух и отчетливое произношение сходных по звучанию и артикуляции согласных звуков;
– отрабатывать выразительность речи.
Грамматический строй речи.
– согласование слов в предложениях;
– правильная постановка ударения в словах;
– знакомство с разными способами образования слов, образование однокоренных слов;
– пользование прямой и косвенной речью.
Связная речь.
– умение связно пересказывать небольшие отрывки из сказок;
– составление последовательного рассказа по картинкам, по событиям из личного опыта;
– составления рассказа на тему, которую предложил воспитатель;
– умение поддержать непринужденную беседу.