Художественно-эстетическое воспитание в старшей группе
Художественно-эстетическое воспитание в старшей группе осуществляется через изобразительную деятельность, конструирование и ручной труд. Это длительный и сложный процесс. В ходе него дошкольники приобщаются к искусству, учатся ценить богатство и красоту природы, произведений искусства и окружающего мира.
К изобразительной деятельности относится рисование, лепка, аппликация. Это деятельность интересна и увлекательна для детей этой возрастной группы тем, что с помощью карандаша красок, пластилина ребята могут передать свои чувства и впечатления о мире, который их окружает. У них появляется чувство радости от этого процесса.
Ручной труд и конструирование также имеют большое значение для эстетического и умственного воспитания детей и для овладения трудовыми навыками. В ходе конструирования у дошкольников развивается образное мышление, воображение и другие психические процессы. Дети приучаются к творчеству, у них формируются художественно-творческие способности, необходимые для дальнейшего развития ребенка и формирования личности.
К целям, которые ставятся перед детьми старшей группы, относится развитие творческих способностей и познавательной активности ребят и приобщение их к изобразительному искусству.
Изобразительная деятельность.
К ней относятся: рисование, лепка, аппликация.
Задачи, которые ставятся в этом учебном году:
– Развитие интереса к изобразительной деятельности.
– Развитие эстетического восприятия окружающего мира.
– Передача в изображении основных свойств предмета и характерных деталей.
– Развитие способности наблюдать за окружающим миром и замечать его изменения.
– Совершенствование изобразительных навыков и умений.
– Развитие художественного вкуса, чувства пропорций, формы и цвета.
– Продолжение знакомства с народным декоративно-прикладным искусством.
– Формирование умения организовать свое рабочее место, поддерживать чистоту и порядок.
– Развитие способности оценивать свои работы и работы других детей.
Рисование. Рисование бывает предметное, сюжетное, декоративное.
Предметное рисование.
Это изображение предмета и передача своих впечатлений о нем, применяя различные средства и приемы рисования.
– Передача в рисунке образов предметов, персонажей сказок.
– Отличие предметов по форме, величине и изображение этого.
– Положение предметов в пространстве и передача движения фигур.
– Закрепление способов и приемов рисования с помощью различных средств.(Краски, фломастеры,
мелки, карандаши).
– Вырабатывание навыков рисования простым карандашом.
– Обучение рисованию акварелью.
– Смешивание красок для получения новых оттенков.
– Рисование кистью различными способами.
Сюжетное рисование.
– Создание сюжетных композиций на темы окружающей жизни или литературных произведений.
– Расположение изображения в разных частях листа.
– Соотношение по величине разных предметов.
– Расположение предметов, которые загораживают друг друга.
Декоративное рисование.
– Знакомство с изделиями народных мастеров.
– Создание изображения по мотивам декоративной росписи своего региона.
– Знакомство с основными видами росписи.
– Создание узоров на листах в форме изделия (чайник, поднос, и т.д.).
– Расписывание бумажных силуэтов и объемных фигур.
Лепка.
– Знакомство с особенностью лепки из различных материалов.
– Лепка знакомых предметов по представлению и с натуры.
– Лепка посуды из целого куска глины и пластилина ленточным способом.
– Сглаживание поверхности форм.
– Использование дополнительных материалов (зернышки, бусинки, крупа).
– Знакомство с особенностью декоративной лепки.
– Лепка людей, животных, птиц по типу игрушек.
– Закрепление навыков аккуратной лепки.
Аппликация.
– Умение разрезать бумагу на полоски, вырезать геометрические фигуры.
– Создание из нарезанных фигур изображения разных предметов или композиций.
– Создание предметно-сюжетных композиций.
– Дополнение композиций деталями, которые обогащают изображения.
– Формирование бережного отношения к материалам.
Конструирование.
– Знакомство с деталями разной геометрической формы.
– Создание композиций из подручного материала.
– Умение заменять одни детали другими.
– Строительство композиций по рисунку, самостоятельно подбирая материал, необходимый для этого.
– Развитие умения работать коллективно.
Ручной труд.
– Совершенствовать умение работы с бумагой.
– Создание из бумаги объемных фигур.
– Изготовление игрушек из разного природного материала.
– Изготовления поделок из поролона и пенопласта.
– Развитие творческого воображения.
– Бережное отношение к материалам и готовым изделиям.