Художественно-эстетическое воспитание в старшей группе осуществляется через изобразительную деятельность, конструирование и ручной труд. Это длительный и сложный процесс. В ходе него дошкольники приобщаются к искусству, учатся ценить богатство и красоту природы, произведений искусства и окружающего мира.
К изобразительной деятельности относится рисование, лепка, аппликация. Это деятельность интересна и увлекательна для детей этой возрастной группы тем, что с помощью карандаша красок, пластилина ребята могут передать свои чувства и впечатления о мире, который их окружает. У них появляется чувство радости от этого процесса.
Ручной труд и конструирование также имеют большое значение для эстетического и умственного воспитания детей и для овладения трудовыми навыками. В ходе конструирования у дошкольников развивается образное мышление, воображение и другие психические процессы. Дети приучаются к творчеству, у них формируются художественно-творческие способности, необходимые для дальнейшего развития ребенка и формирования личности.
К целям, которые ставятся перед детьми старшей группы, относится развитие творческих способностей и познавательной активности ребят и приобщение их к изобразительному искусству.
Изобразительная деятельность.
К ней относятся: рисование, лепка, аппликация.
Задачи, которые ставятся в этом учебном году:
— Развитие интереса к изобразительной деятельности.
— Развитие эстетического восприятия окружающего мира.
— Передача в изображении основных свойств предмета и характерных деталей.
— Развитие способности наблюдать за окружающим миром и замечать его изменения.
— Совершенствование изобразительных навыков и умений.
— Развитие художественного вкуса, чувства пропорций, формы и цвета.
— Продолжение знакомства с народным декоративно-прикладным искусством.
— Формирование умения организовать свое рабочее место, поддерживать чистоту и порядок.
— Развитие способности оценивать свои работы и работы других детей.
Рисование. Рисование бывает предметное, сюжетное, декоративное.
Предметное рисование.
Это изображение предмета и передача своих впечатлений о нем, применяя различные средства и приемы рисования.
— Передача в рисунке образов предметов, персонажей сказок.
— Отличие предметов по форме, величине и изображение этого.
— Положение предметов в пространстве и передача движения фигур.
— Закрепление способов и приемов рисования с помощью различных средств.(Краски, фломастеры,
мелки, карандаши).
— Вырабатывание навыков рисования простым карандашом.
— Обучение рисованию акварелью.
— Смешивание красок для получения новых оттенков.
— Рисование кистью различными способами.
Сюжетное рисование.
— Создание сюжетных композиций на темы окружающей жизни или литературных произведений.
— Расположение изображения в разных частях листа.
— Соотношение по величине разных предметов.
— Расположение предметов, которые загораживают друг друга.
Декоративное рисование.
— Знакомство с изделиями народных мастеров.
— Создание изображения по мотивам декоративной росписи своего региона.
— Знакомство с основными видами росписи.
— Создание узоров на листах в форме изделия (чайник, поднос, и т.д.).
— Расписывание бумажных силуэтов и объемных фигур.
Лепка.
— Знакомство с особенностью лепки из различных материалов.
— Лепка знакомых предметов по представлению и с натуры.
— Лепка посуды из целого куска глины и пластилина ленточным способом.
— Сглаживание поверхности форм.
— Использование дополнительных материалов (зернышки, бусинки, крупа).
— Знакомство с особенностью декоративной лепки.
— Лепка людей, животных, птиц по типу игрушек.
— Закрепление навыков аккуратной лепки.
Аппликация.
— Умение разрезать бумагу на полоски, вырезать геометрические фигуры.
— Создание из нарезанных фигур изображения разных предметов или композиций.
— Создание предметно-сюжетных композиций.
— Дополнение композиций деталями, которые обогащают изображения.
— Формирование бережного отношения к материалам.
Конструирование.
— Знакомство с деталями разной геометрической формы.
— Создание композиций из подручного материала.
— Умение заменять одни детали другими.
— Строительство композиций по рисунку, самостоятельно подбирая материал, необходимый для этого.
— Развитие умения работать коллективно.
Ручной труд.
— Совершенствовать умение работы с бумагой.
— Создание из бумаги объемных фигур.
— Изготовление игрушек из разного природного материала.
— Изготовления поделок из поролона и пенопласта.
— Развитие творческого воображения.
— Бережное отношение к материалам и готовым изделиям.