Для полноценного развития ребенка как личности в старшей группе детского сада большое значение имеет приобщение к миру взрослых и предметов, которые созданы их трудом. Исследовательский подход, который характерен для дошкольников этого возраста, позволяет им действовать более самостоятельно и разумно в повседневной жизни. Помогает воспитать нравственное отношение к окружающим предметам и воспринимать их как результат человеческого труда.
Целью введения в предметный мир является формирование представлений о предмете, как результате труда человека, о творении человеческой мысли.
В начале учебного года ставятся определенные задачи, которые должны быть реализованы в старшей группе:
— Развитие представления дошкольников о мире окружающих предметов.
— Знакомство с предметами, которые облегчают труд человека в быту, создают определенный комфорт.
— Определение материалов, из которых изготовлены предметы.
— Сравнение и классификация предметов по определенному признаку.
Наравне с предметным окружением в старшей группе уделяется большое внимание социальному окружению. Рассмотрим некоторые явления общественной жизни.
Семья.
— Знание своего домашнего адреса.
— Формирование интереса к своей родословной.
— Рассматривание фотографий родственников, нахождение сходства.
— Знакомство детей с местом работы родителей, их профессией.
— Правильное отношение и уважение к труду всех членов семьи.
— Наличие постоянных обязанностей по дому.
— Привлечение к подготовке семейных торжеств и праздников.
Детский сад.
— Расширение представления ребят о дошкольном учреждении.
— Умение ориентироваться на территории детского сада и в его помещениях.
— Приобщение к мероприятиям, которые проходят в детском саду.
— Участие в общественной жизни детского сада вместе с родителями.
— Знакомство с техникой безопасности на улице и в быту.
— Формирование уважительного отношения к работникам дошкольного учреждения.
— Развитие внимания и чуткости к сверстникам и младшим дошкольникам.
Труд взрослых.
— Расширение представления дошкольников о различных профессиях.
— Знакомство с людьми некоторых профессий, в том числе современных.
— Знакомство с личностными и деловыми качествами людей, которые занимаются трудом.
— Объяснения значимости и важности труда человека.
— Раскрытие деловых и личностных качеств, целей и мотивов трудовой деятельности.
— Развитие чувства благодарности и уважения к людям за их труд.
Родная страна.
— Расширение представления о нашей стране.
— Знакомство с обычаями и традициями России.
— Формирование интереса к родному краю, в котором мы живем.
— Объяснение многонациональности нашей страны.
— Знакомство с государственными и народными праздниками.
— Поиск нашей страны, некоторых городов, лесов и рек на контурных картах.
— Ознакомление с мелодией гимна, флагом и гербом России.
Наша армия.
— Знакомство с Российской армией.
— Объяснение важности трудной и почетной обязанности — защищать Родину, сохранять её безопасность.
— Приглашение военных и ветеранов в дошкольное учреждение.
— Рассматривание с ребятами репродукции картин с военной тематикой.
— Воспитание патриотизма среди дошкольников.