К шестому году жизни ребенок уже умеет управлять своим поведением. У него развивается произвольная память и мышление. Развитие творческих и познавательных способностей детей – основное направление в математическом развитии детей старшей группы.
К ним относятся: умение устанавливать закономерности, отношения и связи. Обобщать и сравнивать их, предвидеть ход решения и результат творческой задачи, которая перед ними поставлена.
Задачи, которые ставятся в ходе обучения:
— формирование умения устанавливать связь между задачей и процессом;
— обучение анализировать свойства и отношения предметов, явлений окружающего мира;
— нахождение наиболее подходящего способа выполнения задачи;
— развитие навыков количественного и порядкового счета до десяти, сравнение чисел, стоящих рядом;
— сравнение совокупности предметов;
— различие и сравнение понятия длины, ширины и высоты;
— развитие основных временных и пространственных ориентировок.
Количество и счёт в пределах десяти.
— Дети учатся создавать множества из разных элементов (предметов различного назначения, формы и цвета и т.д.), устанавливать отношения между ними, сравнивать их, определять большую или меньшую часть множества или равенство между ними.
— Учатся считать до десяти, знакомятся с образованием каждого числа (наглядно).
— Сравнивают числа, которые стоят рядом в пределах десяти.
— Считают предметы на ощупь, количество движений, звуков и т.д.
— Знакомятся с порядковым счетом, учатся правильно отвечать на вопросы: «Какой?», «Который?», «Сколько?»
— Знакомятся с количественным составом числа на конкретных примерах.
— Учатся делить предмет на несколько равных частей (бумага, лента).
— Сравнивают целый предмет и его части, которые получены от деления.
Величина.
— Учатся сравнивать предметы по величине (по длине, высоте, ширине).
— Учатся находить предметы равные образцу или отличные от него по параметрам.
— Учатся располагать предметы по возрастанию или убыванию величины.
— Развивают глазомер.
Форма.
— Дети знакомятся с овалом, сравнивают его с прямоугольником и кругом.
— Знакомятся с четырехугольником.
— Учатся сравнивать и анализировать предметы по форме.
— Развивают кругозор. Учатся находить предметы одинаковой и разной величины и формы в окружающей обстановке.
Ориентировка в пространстве.
— Совершенствуют умение ориентироваться в окружающем пространстве.
— Учатся понимать смысл пространственных отношений.
— Учатся двигаться в заданном направлении, менять его по сигналу или в соответствии с указателями направления движения.
— Учатся определять свое местоположение относительно окружающих предметов или людей.
— Учатся ориентироваться на листе бумаги.
Ориентировка во времени.
— Получают представления о времени суток.
— Учатся устанавливать последовательность разных событий (утром днем, вечером, вчера и т.д).