Формирование элементарных математических представлений в старшей группе
К шестому году жизни ребенок уже умеет управлять своим поведением. У него развивается произвольная память и мышление. Развитие творческих и познавательных способностей детей – основное направление в математическом развитии детей старшей группы.
К ним относятся: умение устанавливать закономерности, отношения и связи. Обобщать и сравнивать их, предвидеть ход решения и результат творческой задачи, которая перед ними поставлена.
Задачи, которые ставятся в ходе обучения:
– формирование умения устанавливать связь между задачей и процессом;
– обучение анализировать свойства и отношения предметов, явлений окружающего мира;
– нахождение наиболее подходящего способа выполнения задачи;
– развитие навыков количественного и порядкового счета до десяти, сравнение чисел, стоящих рядом;
– сравнение совокупности предметов;
– различие и сравнение понятия длины, ширины и высоты;
– развитие основных временных и пространственных ориентировок.
Количество и счёт в пределах десяти.
– Дети учатся создавать множества из разных элементов (предметов различного назначения, формы и цвета и т.д.), устанавливать отношения между ними, сравнивать их, определять большую или меньшую часть множества или равенство между ними.
– Учатся считать до десяти, знакомятся с образованием каждого числа (наглядно).
– Сравнивают числа, которые стоят рядом в пределах десяти.
– Считают предметы на ощупь, количество движений, звуков и т.д.
– Знакомятся с порядковым счетом, учатся правильно отвечать на вопросы: «Какой?», «Который?», «Сколько?»
– Знакомятся с количественным составом числа на конкретных примерах.
– Учатся делить предмет на несколько равных частей (бумага, лента).
– Сравнивают целый предмет и его части, которые получены от деления.
Величина.
– Учатся сравнивать предметы по величине (по длине, высоте, ширине).
– Учатся находить предметы равные образцу или отличные от него по параметрам.
– Учатся располагать предметы по возрастанию или убыванию величины.
– Развивают глазомер.
Форма.
– Дети знакомятся с овалом, сравнивают его с прямоугольником и кругом.
– Знакомятся с четырехугольником.
– Учатся сравнивать и анализировать предметы по форме.
– Развивают кругозор. Учатся находить предметы одинаковой и разной величины и формы в окружающей обстановке.
Ориентировка в пространстве.
– Совершенствуют умение ориентироваться в окружающем пространстве.
– Учатся понимать смысл пространственных отношений.
– Учатся двигаться в заданном направлении, менять его по сигналу или в соответствии с указателями направления движения.
– Учатся определять свое местоположение относительно окружающих предметов или людей.
– Учатся ориентироваться на листе бумаги.
Ориентировка во времени.
– Получают представления о времени суток.
– Учатся устанавливать последовательность разных событий (утром днем, вечером, вчера и т.д).