Формирование элементарных математических представлений в старшей группе

Форм.мат.пред.ст.гр.К шестому году жизни ребенок уже умеет управлять своим поведением. У него развивается произвольная память и мышление. Развитие творческих и познавательных способностей детей – основное направление в математическом развитии детей старшей группы. 

К ним относятся: умение устанавливать закономерности, отношения и связи. Обобщать и сравнивать их, предвидеть ход решения и результат творческой задачи, которая перед ними поставлена.

 

 

Задачи, которые ставятся в ходе обучения:

— формирование умения устанавливать связь между задачей и процессом;

— обучение анализировать свойства и отношения предметов, явлений окружающего мира;

— нахождение наиболее подходящего способа выполнения задачи;

— развитие навыков количественного и порядкового счета до десяти, сравнение чисел, стоящих рядом;

— сравнение совокупности предметов;

— различие и сравнение понятия длины, ширины и высоты;

— развитие основных временных и пространственных ориентировок.

Количество и счёт в пределах десяти.

— Дети учатся создавать множества из разных элементов (предметов различного назначения, формы и цвета и т.д.), устанавливать отношения между ними, сравнивать их, определять большую или меньшую часть множества или равенство между ними.

— Учатся считать до десяти, знакомятся с образованием каждого числа (наглядно).

— Сравнивают числа, которые стоят рядом в пределах десяти.

— Считают предметы на ощупь, количество движений, звуков и т.д.

— Знакомятся с порядковым счетом, учатся правильно отвечать на вопросы: «Какой?», «Который?», «Сколько?»

— Знакомятся с количественным составом числа на конкретных примерах.

— Учатся делить предмет на несколько равных частей (бумага, лента).

— Сравнивают целый предмет и его части, которые получены от деления.

Величина.

— Учатся сравнивать предметы по величине (по длине, высоте, ширине).

— Учатся находить предметы равные образцу или  отличные от него по параметрам.

— Учатся располагать предметы по возрастанию или убыванию величины.

— Развивают глазомер.

Форма.

— Дети знакомятся с овалом, сравнивают его с прямоугольником и кругом.

— Знакомятся с четырехугольником.

— Учатся сравнивать и анализировать предметы по форме.

— Развивают кругозор. Учатся находить предметы одинаковой и разной величины и формы в окружающей обстановке.

Ориентировка в пространстве.

— Совершенствуют умение ориентироваться в окружающем пространстве.

— Учатся понимать смысл пространственных отношений.

— Учатся двигаться в заданном направлении, менять его по сигналу или в соответствии с указателями направления движения.

— Учатся определять свое местоположение относительно окружающих предметов или людей.

— Учатся ориентироваться на листе бумаги.

Ориентировка во времени.

— Получают представления о времени суток.

— Учатся устанавливать последовательность разных событий (утром днем, вечером, вчера и т.д).