Умственное развитие – это комплекс качественных и количественных изменений, которые происходят в мысленных процессах ребенка. Это связано с взрослением детей, под влиянием окружающей среды и с помощью обучающих и воспитательных воздействий, которые специально организованы.
На умственном развитии дошкольника сказывается собственный опыт малыша и биологические факторы, такие как:
— наследственность;
— строение мозга;
— изменения нервной деятельности;
— формирование условных связей (механизм нахождения потенциально значимых для него объектов и проявления в отношении к ним своей активности ) и т.д.
Предпосылки умственных способностей, по мнению ученых психологов и генетиков, заложены в природе детей на 50-60%. Они носят, в большей степени, творческий характер и не у всех получается их развить. Умственные способности ребенка, и в каком направление они будут развиваться, зависят от воспитания.
О том, насколько ребенок умственно развит, судят:
— по содержанию и объему знаний;
— по возможности к самостоятельному творческому познанию;
— по уровню развития познавательных процессов (память, внимание, мышление, воображение, ощущение, восприятие).
В дошкольном возрасте у ребенка развивается ум, т.е. совершенствуются мыслительные операции, формируется совокупность личных способностей к накоплению знаний. В разной степени проявляются такие свойства ума как самостоятельность, глубина и гибкость мыслительных процессов и т.д.
В умственном развитии дошкольников главную систематизирующую и направляющую роль осуществляет умственное воспитание и обучение.
Умственное воспитание – целенаправленное и планомерное воздействие на умственное развитие ребенка. Цель этого воздействия — адаптация к окружающей жизни, получения знаний, которые необходимы для многостороннего развития, умение использовать полученные знания в дальнейшей деятельности ребенка.
Следует отметить тесную взаимосвязь между умственным развитием и умственным воспитанием.
Умственное воспитание определяет умственное развитие и способствует ему. Это происходит, когда учитываются возможности умственного развития детей с ранних лет.
Большие темпы умственного развития происходят в дошкольном возрасте. Мозг ребенка развивается очень быстро и к трем годам он уже достигает 80 % веса мозга взрослого человека. Много современных детей младшего возраста страдают не от избытка информации, а от ее недостатка.
Отрицательно сказывается усиленное воспитание и обучение ребенка, когда он перегружен знаниями и объемом информации. Малыш может усвоить знания, но психическая и физическая нагрузка будет слишком велика. Не стоит переутомлять и перегружать мозг малыша.
Упущения в умственном развитии могут отрицательно сказаться в будущем развитии детей. Устранение дефектов достаточно трудоемкий процесс с негарантированным результатом.
Восприятие, воображение, образное мышление – главная характерность умственного развития ребенка дошкольного возраста.
Для того чтобы развивался нравственный облик ребенка нужно знакомить его с правилами поведения, с проявлениями нравственных качеств, с моральными нормами.
Умственное воспитание, воздействуя на ум ребенка, оказывает влияние на эстетическое развитие, на формировании нравственного облика, вырабатывает привычку здорового образа жизни.
Главная задача умственного воспитания детей – формирование познавательной деятельности ребенка (познание окружающего мира).
Она осуществляется в форме мышления и форме восприятия, которые непосредственно связаны между собой. Познание внешних свойств и совокупность предметов происходит при помощи восприятия. Внутренние свойства между явлениями и предметами дети постигают благодаря мышлению.
Важные задачи умственного воспитания:
— сенсорное воспитание;
— развитие мыслительной деятельности;
— становление речи.
Сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание – развитие ощущений и восприятий, которое делается целенаправленно. К ним относятся также педагогические воздействия, которые обеспечивают формирование чувственного познания. Сенсорное воспитание содержит изучение свойств и признаков предметов, ориентировка во времени, развитие речевого и музыкального слуха. К нему относятся:
— Ориентировка во времени — представление о времени суток, днях недели, о временах года.
— Речевой (фонематический) слух – это умение воспринимать звуки речи. Проявляется при обучении грамоте.
— Музыкальный слух – это способность различать звуки по высоте, тембру, мелодии.
Для сенсорного воспитания используют дидактические игры, которые связаны с исследованием предмета, поиск его отличительных признаков.
Мыслительная деятельность. Подразумевает развитие мыслительных операций, познавательных процессов и способностей. На практике ребенок учиться сопоставлять объекты, анализировать, сравнивать между собой, классифицировать. Память и воображение – важные составляющие в развитии мыслительной деятельности.
Развитие речи. Умственное воспитание невозможно без развития речи. В ходе обучения ребенок получает знания о предметах, их признаках и действиях и учится мыслить. Дошкольник употребляет речь для выражения своих чувств и мыслей. С помощью нее воздействует на окружающих людей. Следует обратить внимание на формирование умения говорить четко и с выражением, по существу. Научить слушать собеседника, не перебивать, стараться его понять.
Из выше сказанного мы видим, насколько важна проблема умственного воспитания дошкольников.