Развитие речи в младшей группе
В младшем дошкольном возрасте дети пытаются сами или при помощи взрослого повествовать о событиях, происходящих с ними. Они начинают отвечать на разные вопросы, используя все части речи, выстраивают осмысленные предложения.
Малыши учатся следить за ходом событий в художественном произведении, сопереживать положительным героям, критиковать отрицательных.
В программу обучения входят:
– чтение сказок;
– чтение и разучивание стихов;
– знакомство с фольклором (скороговорки, потешки).
Результат этих занятий – способность назвать знакомое произведение по отрывку из него, воспроизвести отрывок из сказки.
Успех ребенка в развитии речи зависит:
– от воспитателей, которые с ним занимаются по программе обучения;
– от родителей, уделяющих большую часть времени речевому общению с ребенком;
– от культуры речи взрослых, окружающих малыша.
Таким образом, в развитии речи дошколят главная роль принадлежит взрослым. В семье – это родители и близкие, в дошкольном учреждении – педагоги.
Культура речи детей зависит от культуры речи воспитателя. Педагог должен считать профессиональным долгом постоянное совершенствование своей речи. И как следствие – хорошо знать родной язык детей, которых он воспитывает. Он должен владеть языковыми нормами произношения, словоупотребления, ударения.
Речь педагога должна быть:
1. Грамотной. (Правильное произношение, исключение местных диалектов, правильное ударение).
2. Немногословной. (Простота и ясность).
3. Выразительность. (Темп речи, дикция, словарный запас).
Задачи воспитателя ( с активной помощью родных и близких малыша ) – приучить понимать речь окружающих людей без наглядного сопровождения, развивать речевое общение со сверстниками и взрослыми, формировать и расширять словарный запас.
В дошкольном учреждении, в рамках обязательной программы, проходят занятия по развитию речи. В них входят:
– занятия с использованием наглядных пособий;
– обучение высказыванию своих суждений;
– чтение иллюстрированных книг;
– занятия по конструированию, рисованию и т.д., где происходит постоянное общение.
В результате накапливается и обогащается словарный запас дошкольника. Становится правильным произношение звуков.
Семейный уют, жизненная обстановка, отношение взрослых, активность малыша в разных видах деятельности также имеет большое значение в развитии речи детей. Основополагающими факторами являются тесный контакт с дошкольником, доброжелательное отношение к нему, постоянное общение.
Все это способствует правильному развитию речи Вашего малыша!