Игра представляет собой особый вид деятельности, который зарождается в детские годы и неразлучно связан с человеком на протяжении всего жизненного пути. Изучение игры как вида деятельности привлекала, и будет привлекать к себе внимание педагогов, социологов, психологов и других специалистов с целью ее исследования. Представители этих научных отраслей сходятся во мнении, что игра – необходимая и неотъемлемая часть человеческой культуры.
До сих пор не пришли к единому мнению по поводу происхождения игры. Некоторые предполагают, что игровая деятельность обусловлена биологическими причинами, такими как инстинкты и влечения, и имеет постоянные природу и характер вне зависимости от исторического периода.
Ставят под сомнения и опровергают такие взгляды сами детские игры. Они отличаются по теме и содержанию у детей, не только в зависимости от исторического промежутка времени. Игры отличаются также у детей, которые живут в одно время, но в разных условиях: географических, культурных, экономических.
Большая часть современных ученых дают объяснение игре как особому виду деятельности, который сложился на определенном историческом этапе развития общества.
В истории развития общества труд предшествовал игре и определял ее содержание. Жизненные потребности человека, которые связаны с добыванием пищи, постройкой домов, охраной территорий и т.д. вынуждали человека трудиться. Всё это было неразрывно связано с чувствами людей: удовольствием и радостью, горечью и разочарованием. Чтобы пережить эти чувства вновь, человек обращался к песням, танцам и обрядовым играм. Из этого следует, что в истории развития человечества труд появился раньше, чем игра и искусство. Это отразилось в песнях, в плясках, в изобразительном искусстве, в драматических постановках.
В жизни отдельного человека игра предшествует труду, подготавливает детей к нему и служит для передачи культурного наследия. В этом и заключается ее социальное значение. Дети отображают в игре то, что видят вокруг себя, подражают взрослым в зависимости от представителя пола, к которому ребенок принадлежит: делят труд на «мужской» и «женский», ведут себя как «папа» и «мама».
С развитием человечества усложнялись орудия труда, возникло земледелие и скотоводство. Это привело к изменению положения ребенка в обществе. Для того чтобы принимать непосредственное участие в работе взрослых дети должны были обладать определенными умениями и навыками. Для этого изготавливались игрушки, имитирующие взрослые орудия труда, оружие для охоты и т.д. Как следствие, возникали игры – упражнения, в которых ребенок, подражая взрослым, овладевал определенными умениями и навыками. Они были необходимы ему для дальнейшего развития и жизни.
С развитием техники, орудий труда, с возникновением ремесел игрушки перестают быть их моделями, а становятся их образами. С ними нельзя реально упражняться в трудовых действиях, но можно изображать эти действия. Возникает ролевая игра, которая удовлетворяет потребности малыша в стремлении к трудовой деятельности, к участию в жизни взрослых и их взаимоотношениях. Ролевая игра возникает при определенных социальных условиях, а не под влиянием врожденных инстинктов. Взрослые способствуют развитию игры с помощью новых, специально созданных игрушек и правил игры. Из этого следует что, игра превращается в часть культуры общества.
С развитием человечества игра приобретает все большее значение в формирования личности детей. С ее помощью ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром, обучается моральным нормам. Осваивает способы умственной и практической деятельности.
Таким образом, современная теория игры основывается на ее социальной природе и историческом происхождении.