Детские игры разнообразны по формам организации, по уровню самостоятельности детей, по своему содержанию и игровому материалу. Попытки изучить и классифицировать их в педагогике предпринимались неоднократно. Это нужно для изучения природы и особенности игр. Также необходимо для изучения особенности игры, ее характера с целью определения, каким образом правильно и грамотно использовать их в воспитательном процессе. Как оказывать влияние на детские игры, чтобы усилить их развивающее воздействие.
Существует много теорий классификации детских игр, в отечественной и зарубежной педагогике. Ф. Фребель (немецкий теоретик дошкольного воспитания и педагог, создатель понятия «детский сад») был первым педагогом, который предложил теорию об игре, как одним из средств воспитания детей. Согласно его классификации детские игры дифференцированно (разделены на составные части, формы, ступени и т.д.) влияют на развитие ума, движений, внешних органов чувств. На развитие ума – умственные игры, органов чувств – сенсорные, на развитие движений – моторные игры.
Классификация детских игр, которая сформировалась в отечественной дошкольной педагогике, базируется на творчестве и самостоятельности детей в игре. Одним из первых к классификации детских игр по данному принципу подошел П.Ф. Лесгафт (педагог, врач, биолог, анатом, антрополог). Позже его идеи получили развитие в работах Н.К.Крупской.
В настоящее время проблема классификации детских игр снова стала обращать на себя пристальное внимание педагогов и ученых. Одна из классификаций детских игр разработана С.Л.Новоселовой. С ней можно ознакомиться в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника» (М., 1997). В основе этой программы лежит принцип классификации детских игр, который основывается на представление о том, с чьей стороны возникает инициатива проведения игры (взрослого или ребенка).
Выделяется три класса игр:
1. Самостоятельные игры.
К ним относятся игры, возникающие по инициативе детей. Это:
— игра-экспериментирование;
— самостоятельные сюжетные игры:
— сюжетно-отобразительные,
— сюжетно-ролевые,
— режиссерские,
— театрализованные;
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого.
Цели этих игр: воспитательная и образовательная деятельность:
— игры обучающие:
— дидактические,
— сюжетно-дидактические,
— подвижные;
— досуговые игры:
— игры-забавы,
— игры-развлечения,
— интеллектуальные,
— празднично-карнавальные,
— театрально-постановочные;
3. Народные игры.
Игры, основанные на исторически сложившихся традициях. Существуют с давних времен. Они возникают по инициативе, как детей, так и взрослых:
— народные ( традиционные). Они относятся к обучающим и досуговым, присутствуют в основе многих игр.