В последнее время в нашей стране появилась тенденция к ухудшению здоровья разных возрастных групп населения. Особенно это проявляется у детей дошкольного возраста. Решение этой проблемы требует заинтересованности каждого в здоровом образе жизни (ЗОЖ), правильного отношения к своему здоровью и укреплению его с малых лет.
Воспитание дошкольников в этой области начинается с развития элементарных представлениях о ЗОЖ, с формирования правильного поведения, целью которого является укрепления и сохранения здоровья. Добиться результатов в этом помогает правильно организованный процесс воспитательно-образовательной работы в детском саду и в семье.
Рассмотрим задачи, выполнение которых необходимо для формирования представлений у дошкольников о здоровом образе жизни:
-Приобщение детей к здоровому образу жизни. Формирование интереса к спорту. Развитие творчества, инициативы и самостоятельности в физических упражнениях, способности к самоконтролю.
-Проведение ежедневной утренней гимнастики, физкультминуток, физкультурных досугов и праздников. Обеспечение двигательной активности в течение дня. Проведение закаливающих процедур под руководством медицинского персонала.
-Воспитание личной гигиены. Привычка правильно умываться, следить за своим внешним видом.
-Развитие органов чувств, совершенствование координации движений и моторики рук.
-Продолжение обучения технике безопасности и правилам дорожного движения.
-Формирование представления детей о неразрывной связи человека и природы, о правильном поведении в окружающей природной среде.
-Воспитание правильных взаимоотношений между ребятами. Вырабатывание привычки к совместным играм и труду, формирование умения помогать друг другу, решать спорные вопросы
Одним из приемов воспитательной работы являются тематические беседы о здоровье. Они могут быть включены в состав обязательной программы или проводится в свободное от основных занятий время.
Примерные темы приведены ниже.
“Личная гигиена”. Развивает понимание необходимости личной гигиены. Принадлежности для личной гигиены.
“Полезные для организма продукты”. Дети получают знания о полезных продуктах, их значении для нашего здоровья. Знакомятся с новыми для себя названиями фруктов и овощей.
“Ребенок и здоровье”. Дошкольники приобретают навыки охраны жизни и здоровья. Воспитывается чувство взаимовыручки. Получают представления о безопасности жизнедеятельности.
“Тело человека”. Знакомство с телом человека. Из каких частей состоит. Роль органов и частей тела. Воспитание желания иметь сильное и здоровое тело.
“Витамины для здоровья”. Рассказ о пользе витаминов и значении для организма человека. В каких фруктах и овощах встречаются. Знакомство с продуктами, которые можно употреблять в небольшом количестве.
“Польза зарядки”. Формирование потребности здорового образа жизни. Необходимость и польза зарядки и физкультуры в целом. Названия некоторых видов спорта, знакомство с ними.
Формирование представлений о здоровом образе жизни требует комплексного подхода. Только тесное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения может привести к желаемым результатам в воспитании дошкольника.
Возрастные особенности детей подготовительной группы
Психологическая готовность к школе
Образовательный процесс в подготовительной группе