Психологическая готовность к школе
Успешность обучения в школе зависит от многих факторов. В первую очередь от того, как ребенок подготовлен к школе. К началу учебного года в первом классе ребенок должен быть развит в психологическом, социальном и физическом плане.
Психологическая готовность – это определенный уровень психического развития дошкольника, который нужен для освоения учебной программы в школе в составе коллектива.
Психологическая готовность к обучению в первом классе состоит из нескольких компонентов:
– мотивационная готовность;
– социально-личностная готовность;
– интеллектуальная готовность;
– эмоционально-волевая готовность;
Успешность в обучении, как и адаптация ребенка к школе, зависит от психологической готовности, насколько она будет сформирована. Жизнь ребенка, который станет первоклассником, его психическое состояние будут носить иной характер, чем у дошкольника. Это связано с обучением в школе и с другими требованиями, предъявляемыми к нему.
Мотивационная готовность – это желание добиваться успехов в учении, уровень развития познавательного интереса, желание учиться. Это потребность ребенка добиться успехов в развитии и учебе, занять определенную позицию в коллективе.
Социально-личностная готовность – это готовность к «позиции школьника». Это новая социальная позиция, которая отличается от «позиции дошкольника», тем, что появляется новый круг обязанностей. Это новый уровень самосознания, который выражается в отношении детей к учебной деятельности, к себе, к окружающим людям, к результатам своей работы. Это формирование навыков и качеств, которые необходимы для коллективной формы деятельности, общения со сверстниками, взаимодействия с взрослыми.
Интеллектуальная готовность тоже является одной из важных предпосылок для успешного обучения в школе. Она связана с развитием психических и мыслительных процессов, таких как:
– умение делать умозаключения и выводы;
– искать причинно-следственные связи;
– сравнивать предметы между собой;
– классифицировать предметы по признакам;
– способность обобщать информацию.
Интеллектуальная готовность – это умение концентрировать свое внимание, аналитически мыслить. Нахождение связей между явлениями, умение работать по образцу, дифференцирование восприятие действительности (меняющееся в зависимости от каких-нибудь условий).
Психологическая готовность – это умение управлять поведением, эмоциональная устойчивость, формирование определенных навыков, регуляция внимания, преодоление трудностей, выполнение требований педагога.
Волевая готовность состоит из нескольких компонентов, которые подразумевают умение:
– ставить перед собой цель;
– создавать план действия и выполнять его;
– оценивать результат своей работы;
– преодолевать сложности и препятствия;
– способность трудится;
– подчиняться режиму школьной жизни.
Все эти факторы помогут будущему первокласснику безболезненно адаптироваться в школе и пригодятся ему в дальнейшем обучении!