Успешность обучения в школе зависит от многих факторов. В первую очередь от того, как ребенок подготовлен к школе. К началу учебного года в первом классе ребенок должен быть развит в психологическом, социальном и физическом плане.
Психологическая готовность – это определенный уровень психического развития дошкольника, который нужен для освоения учебной программы в школе в составе коллектива.
Психологическая готовность к обучению в первом классе состоит из нескольких компонентов:
— мотивационная готовность;
— социально-личностная готовность;
— интеллектуальная готовность;
— эмоционально-волевая готовность;
Успешность в обучении, как и адаптация ребенка к школе, зависит от психологической готовности, насколько она будет сформирована. Жизнь ребенка, который станет первоклассником, его психическое состояние будут носить иной характер, чем у дошкольника. Это связано с обучением в школе и с другими требованиями, предъявляемыми к нему.
Мотивационная готовность – это желание добиваться успехов в учении, уровень развития познавательного интереса, желание учиться. Это потребность ребенка добиться успехов в развитии и учебе, занять определенную позицию в коллективе.
Социально-личностная готовность – это готовность к «позиции школьника». Это новая социальная позиция, которая отличается от «позиции дошкольника», тем, что появляется новый круг обязанностей. Это новый уровень самосознания, который выражается в отношении детей к учебной деятельности, к себе, к окружающим людям, к результатам своей работы. Это формирование навыков и качеств, которые необходимы для коллективной формы деятельности, общения со сверстниками, взаимодействия с взрослыми.
Интеллектуальная готовность тоже является одной из важных предпосылок для успешного обучения в школе. Она связана с развитием психических и мыслительных процессов, таких как:
— умение делать умозаключения и выводы;
— искать причинно-следственные связи;
— сравнивать предметы между собой;
— классифицировать предметы по признакам;
— способность обобщать информацию.
Интеллектуальная готовность – это умение концентрировать свое внимание, аналитически мыслить. Нахождение связей между явлениями, умение работать по образцу, дифференцирование восприятие действительности (меняющееся в зависимости от каких-нибудь условий).
Психологическая готовность – это умение управлять поведением, эмоциональная устойчивость, формирование определенных навыков, регуляция внимания, преодоление трудностей, выполнение требований педагога.
Волевая готовность состоит из нескольких компонентов, которые подразумевают умение:
— ставить перед собой цель;
— создавать план действия и выполнять его;
— оценивать результат своей работы;
— преодолевать сложности и препятствия;
— способность трудится;
— подчиняться режиму школьной жизни.
Все эти факторы помогут будущему первокласснику безболезненно адаптироваться в школе и пригодятся ему в дальнейшем обучении!
Возрастные особенности детей подготовительной группы
Образовательный процесс в подготовительной группе
Математика в подготовительной группе