Средний возраст – один из важнейших периодов в развитии дошкольника. С взрослением увеличились физические возможности ребят. Нагрузки стали более длительными, упражнения и движения стали более отточенными и разнообразными.Контакты детей становятся боле продолжительными. Дети общаются во время игр, общих дел.
На основе симпатий и общих интересов объединяются в маленькие группы. Речевые контакты со сверстниками становятся более продолжительными. Игра является основным видом деятельности. В ней часто происходит замещение предметов (например: кубик — хлеб), тем самым развивается воображение и фантазия ребенка. Пробуждается интерес к окружающему миру, развивается умственная активность детей.
Параллельно с игровой деятельностью складывается учебная, которая, впоследствии, становится основной. К учебе он начинает относиться как к игровой деятельности с определенными правилами. Учебный процесс содержит игровые ситуации или проходит в форме игры.
Меняется общение с воспитателем. Появляются многочисленные вопросы к взрослому, что влияет на познавательное и интеллектуальное развитие ребят. Воспитатель «по взрослому» относится к детским вопросам и проблемам, обсуждает их, помогает направить познавательную активность в нужном направлении. Тем самым укрепляет доверие воспитанников к взрослым, учит уважать старших.
Дошкольники этого возрастного периода отличаются развитием активности и самостоятельности во всех сферах своей жизни. Педагог объясняет элементарные правила поведения, нужность их применения в различных жизненных ситуациях.
Непосредственно и очень эмоционально выражать свои чувства – одна из многих особенностей ребят пятого года жизни. Развивать взаимопомощь, сочувствие к сверстникам, отзывчивость дошкольников – это задачи дошкольного педагога и родителей.
В этом возрасте происходит развитие эстетических чувств ребят. Огромную роль здесь играет взрослый, который учит замечать красоту окружающей природы, предметов, звучание музыки. Основа правильного воспитания и развития ребят – это внимательное отношение, развитие самостоятельности и познавательной активности, разнообразная творческая деятельность.