В возрасте 4 — 5 лет дошкольники способны различать и повторять различные виды движений. У них появляется интерес выполнять упражнения в соответствии с образцом, повторяя их за педагогом. Это связано с тем, что ребенок взрослеет.
У детей совершенствуются запоминание и все виды восприятий: осязательное, зрительное, слуховое. Движения становятся более координированными и уверенными. Эти возрастные особенности позволяют перейти к обучению и отработке техники выполнения основных движений.
По сравнению с предыдущим учебным годом, физкультурные занятия в средней группе проводятся три раза в течение недели. Два – в спортзале, одно на прогулке. Дети привлекаются к раздаче и подготовке спортивного инвентаря и уборке его в конце занятий. Увеличивается время выполнения упражнений, усложняется техника движений.
Для обучения основным видам упражнений используется игровые методы и приемы. Воспитатель комментирует и проговаривает последовательность движений, чем помогает в лучшей степени осознать задания, которые они выполняют. Для развития уверенности в своих силах, для преодоления трудностей требуется поддержка и поощрение со стороны педагогического состава.
По утрам в среднем и быстром темпе проводится гимнастика. В неё включаются общеразвивающие упражнения, дозировка и темп которых устанавливаются с учетом возраста и физической подготовленности детей.
Основные виды упражнений:
— Ходьба. Закрепляется у детей умение ходить, координируется движения рук и ног. Используется ходьба с ускорением, чередование с бегом.
— Бег. Обучаются легкости бега (отталкиваясь носком, не топая) в составе группы, не наступая другим на пятки. Меняется темп и направление бега.
— Прыжки. Энергичное отталкивание двумя ногами, с правильным приземлением. Обучение прыжкам на одной ноге. Знакомство со скакалкой.
— Метание и ловля меча. Обучение приемам ловли, способам бросания и отбивания о пол.
— Лазанье и ползанье. Ползание на четвереньках змейкой между предметами в чередовании с переползанием через препятствия, пролезание в обруч разными способами, лазанье по гимнастической стенке.
—Упражнения на равновесие. Перешагивание через предметы, ходьба по низким устройствам — доска, веревка. Остановки в прыжках, беге.
— Подвижные игры. Проводятся на каждом занятии. Меняются правила, условия, усложняются движения.
Обучение спортивным упражнениям проводится по подгруппам. Используя различные приемы обучения дошкольников, ребята учатся строиться по росту, перестраиваться в колонну по двое, трое, четверо.
У детей средней возрастной группы устойчивый интерес к движениям и упражнениям. Правильно построенные занятия по физической культуре, непосредственное участие воспитателя в играх – всё это повышает интерес детей к двигательной деятельности.