Характеристика игровой деятельности

В современной педагогике  игра – это основной вид деятельности Характеристика игрыребенка. Ведущее положение игра занимает в жизни дошкольников благодаря тому, что она удовлетворяет его основные потребности. Благодаря игре развиваются  и зарождаются  другие виды деятельности. В первую очередь ребенку свойственно стремление к самостоятельности и к активному участию в жизни взрослых . С развитием дошкольника изменяется его мировоззрение, расширяется осознаваемый им мир. Со временем, появляется потребность принимать  участие в такой деятельности взрослых, которая в настоящей жизни ему недоступна. В процессе игры  ребенок выражает свои чувства, желания, представления.

В обычной жизни его контролируют, оберегают, постоянно учат. В игре он действует самостоятельно и пытается проживать ту жизнь, которая, возможно, будет у него в будущем.

В первые годы жизни у малыша появляется потребность в познании мира, который его окружает. Возможность узнавать что-то новое предоставляет ему огромное многообразие игр. Это позволяет размышлять ребенку над содержанием игры, над приобретенным опытом и выражать свое отношение к чему-либо.

Дети постоянно растут и развиваются. Одним из условий развития и  полноценного роста является движение. Во всех видах игр, больше всего в подвижных и дидактических, удовлетворяется потребность дошкольника в активных движениях. В сюжетных играх машинки, коляски, каталки побуждают детей к различным движениям. Конструкторы, песок, снег и другие подручные и строительные материалы стимулируют двигательную активность ребят и совершенствуют качество движений.

Игра удовлетворяет потребность в общении ребенка. В условиях детского сада дети объединяются в игровые группы по интересам и взаимным симпатиям. В них дошкольники способны к большей уступчивости, терпимости и пониманию чем в реальной жизни. В процессе игры дети вступают в отношения, которые, в действительности, у них формируются  в старшем возрасте. Образуется коллектив, в котором присутствуют помощь и контроль, требовательность и подчинение и т.д. В нем реализуются отношения «взрослой» жизни, до которой дошкольники еще не доросли.

В процессе игровой деятельности выделяются и зарождаются другие виды деятельности, такие как учение и труд.  Во время игры дети учатся добиваться результата, ставить цель, планировать что либо. Это помогает ребятам овладевать  компонентами, которые присущи любому другому виду деятельности, прежде всего, трудовой деятельности.

Игра является одной из ведущих видов деятельности  детей, поэтому в немалой степени способствует формированию у них психических процессов, а в частности – воображения. Ребенок искренне верит в образы воображения, поэтому, когда дошкольник играет, он испытывает сильные чувства. Одно из свойств воображения, которое развивается в игре – это способность перенести функции одного предмета на другой, который  не обладает этими функциями. Например: кубик становиться машинкой, игрушка становиться одушевленным предметом. Благодаря этой особенности ребята используют в игре предметы – заместители. Это позволяет детям в дальнейшем использовать другие виды замещения: символами, знаками, схемами. Этот навык пригодится им в дальнейшем обучении.

Из этого следует, что воображение в игре развивается и проявляется при замещении предметов, во время разыгрывания роли или сюжета. Помогает детям, с одной стороны, принять условность игры, действовать в игровой, не реальной ситуации. С другой стороны, они видят и понимают разницу между воображением и реальностью.

Далее >> Игра как средство воспитания