Умственное воспитание в младшей группе

Umst.razvitie Умственное развитие – это комплекс    качественных и количественных изменений, которые происходят  в мысленных процессах ребенка. Это связано с взрослением детей, под влиянием окружающей среды и с помощью обучающих и воспитательных воздействий, которые специально организованы.

На умственном развитии дошкольника сказывается собственный опыт малыша и биологические факторы, такие как:

— наследственность;

— строение мозга;

— изменения нервной деятельности;

— формирование условных связей (механизм нахождения  потенциально значимых для него объектов и проявления в отношении к ним своей активности )  и т.д.

Предпосылки умственных способностей, по мнению ученых психологов и генетиков, заложены в природе детей на 50-60%. Они носят, в большей степени,  творческий характер и не у всех получается их развить.  Умственные способности ребенка, и в каком направление они будут развиваться, зависят от воспитания.

О том, насколько ребенок умственно развит, судят:

— по содержанию  и объему знаний;

— по возможности  к самостоятельному творческому познанию;

— по уровню развития  познавательных процессов (память, внимание, мышление, воображение, ощущение, восприятие).

В дошкольном возрасте у ребенка развивается  ум, т.е. совершенствуются  мыслительные операции, формируется совокупность личных способностей к накоплению знаний. В разной степени проявляются такие свойства ума как самостоятельность, глубина и гибкость мыслительных процессов и т.д.

В умственном развитии дошкольников главную систематизирующую и направляющую роль осуществляет умственное воспитание и обучение.

Умственное воспитание – целенаправленное и планомерное воздействие на умственное развитие ребенка. Цель этого воздействия — адаптация к окружающей жизни, получения знаний, которые необходимы для многостороннего развития, умение использовать полученные знания в дальнейшей деятельности ребенка.

Следует отметить тесную взаимосвязь между умственным развитием и умственным воспитанием.

Умственное воспитание определяет умственное развитие и способствует ему. Это происходит, когда учитываются  возможности умственного развития детей с ранних лет.

Большие темпы умственного развития происходят в дошкольном возрасте. Мозг ребенка развивается очень быстро и к трем годам он уже достигает 80 % веса мозга взрослого человека. Много современных детей младшего возраста страдают не от избытка информации, а от ее недостатка.

Отрицательно сказывается усиленное воспитание и обучение ребенка, когда он перегружен знаниями и объемом информации. Малыш может усвоить знания, но психическая и физическая нагрузка будет слишком велика. Не стоит  переутомлять и перегружать мозг малыша.

Упущения в умственном развитии  могут отрицательно сказаться в будущем  развитии детей. Устранение дефектов достаточно трудоемкий процесс с негарантированным результатом.

Восприятие, воображение, образное  мышление – главная  характерность умственного развития ребенка дошкольного возраста.

Для того чтобы развивался нравственный облик ребенка нужно знакомить его с правилами поведения, с  проявлениями нравственных качеств, с моральными нормами.

Умственное воспитание, воздействуя на ум ребенка, оказывает влияние на эстетическое развитие, на формировании нравственного облика, вырабатывает привычку здорового образа жизни.

Главная задача умственного воспитания детей – формирование познавательной деятельности ребенка (познание окружающего мира).

Она осуществляется в форме мышления и форме восприятия, которые непосредственно связаны между собой.  Познание внешних свойств и совокупность предметов происходит при помощи восприятия. Внутренние свойства между явлениями и предметами  дети постигают благодаря мышлению.

Важные задачи умственного воспитания:

—  сенсорное воспитание;

—  развитие мыслительной деятельности;

—  становление речи.

Сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание – развитие ощущений и восприятий, которое делается целенаправленно. К ним относятся также  педагогические воздействия, которые обеспечивают формирование чувственного познания. Сенсорное воспитание содержит  изучение свойств и признаков предметов, ориентировка во времени, развитие речевого и музыкального слуха. К нему относятся:

— Ориентировка во времени — представление о времени суток, днях недели, о временах года.

— Речевой (фонематический) слух – это умение воспринимать звуки речи. Проявляется при обучении  грамоте.

— Музыкальный слух – это способность различать звуки по высоте, тембру, мелодии.

Для сенсорного воспитания используют дидактические игры, которые связаны с исследованием предмета, поиск его отличительных признаков.

Мыслительная деятельность. Подразумевает развитие мыслительных операций, познавательных процессов и способностей. На практике ребенок  учиться сопоставлять объекты, анализировать, сравнивать между собой, классифицировать. Память и воображение – важные составляющие в развитии мыслительной деятельности.

Развитие речи. Умственное воспитание  невозможно без развития речи. В ходе обучения ребенок получает знания о предметах, их признаках и действиях и учится мыслить. Дошкольник употребляет речь для выражения своих чувств и мыслей. С помощью нее воздействует на окружающих людей. Следует обратить внимание на формирование умения говорить четко и с выражением, по существу. Научить  слушать собеседника, не перебивать, стараться его понять.

Из выше сказанного мы видим,  насколько важна проблема умственного воспитания дошкольников.