Развитие речи в старшей группе

Раз.речи ст.гр.В связи с развитием интеллектуальных способностей в старшем дошкольном возрасте дети вполне свободно владеют родным языком. Общение в этот период жизни очень важно для ребят. С его помощью они познают свой внутренний мир. Оно является способом определения эмоционального состояния людей и их настроения, инструментом познания норм поведения. 

Дошкольники старшей группы критично оценивают речь окружающих и стараются контролировать точность своего высказывания. Основные направления развития речи этой возрастной группы:

— развитие связной речи;

— воспитание звуковой культуры речи;

— работа над грамматической правильностью речи;

— обогащение и активизация словаря.

Овладение нормами и правилами русского языка детьми старшей группы, развитие коммуникативных способностей – цель занятий и упражнений в учебном году для этого возрастного периода.

К задачам обучения относятся:

1.Развитие связной речи и совершенствование монологической речи.

2.Обогащение активного и пассивного словаря.

3.Формирование слухового внимания, правильного произношения и фонематического слуха.

4.Умение пользоваться темпом и ритмом речи, логическим ударением.

5.Развитие памяти, воображения, внимания, мышления.

6.Расширение представления об окружающем мире.

7.Развитие взаимодействия в коллективе сверстников и контроля своих действий.

Одной из важных задач, которые ставятся перед дошкольным учреждением – это развитие речи детей. Основой для подготовки дошкольников к обучению грамоте в старшей группе является знакомство со звуковым строением слова и его звуковым анализом. В этот возрастной период дети более восприимчивы к звуковой стороне языка и проявляют наибольший интерес к словам и звукам.

Остановимся подробнее на некоторых направлениях работы по развитию речи:

Развивающая речевая среда.

— развитие речи как средства общения;

— расширение представления детей об окружающем мире и его многообразии;

— рассматривание изделий народных промыслов, книг и открыток, репродукций картин и т.д.

— поощрение ребенка делиться сведениями с другими детьми и с педагогом;

— решение спорных вопросов с помощью речи (доказывание, убеждение, объяснение).

Формирование словаря.

— осуществление словарной работы;

— обогащение речи детей существительными, которые обозначают предметы бытового окружения, орудия труда, профессии, животных, растений, птиц;

— обогащение речи детей прилагательными, которые характеризуют качества и свойства предмета, выражают чувства, эмоции, переживания;

— упражнение  в подборе прилагательных  к существительному и наоборот, слов со сходным и противоположным значением;

— употребление слов в точном соответствии со смыслом.

Звуковая культура речи.

— закрепление правильного и отчетливого произношения звуков;

— развитие фонематического слуха;

— различие на слух и отчетливое произношение сходных по звучанию и артикуляции согласных звуков;

— отрабатывать выразительность речи.

Грамматический строй речи.

— согласование слов в предложениях;

— правильная постановка ударения в словах;

— знакомство с разными способами образования слов, образование однокоренных слов;

— пользование прямой и косвенной речью.

Связная речь.

— умение связно пересказывать небольшие отрывки из сказок;

— составление последовательного рассказа по картинкам, по событиям из личного опыта;

— составления рассказа на тему, которую предложил воспитатель;

— умение поддержать непринужденную беседу.