Классификация детских игр

Детские игры разнообразны по формам организации, Классификация игрпо уровню самостоятельности детей, по своему содержанию и игровому материалу. Попытки изучить и классифицировать их в педагогике предпринимались неоднократно. Это нужно для изучения природы и особенности игр. Также необходимо для изучения особенности игры, ее характера с целью определения, каким образом правильно и грамотно использовать их в воспитательном  процессе. Как оказывать влияние на детские игры, чтобы усилить их развивающее воздействие.

Существует много теорий классификации детских игр, в отечественной и зарубежной педагогике. Ф. Фребель (немецкий  теоретик дошкольного воспитания и педагог, создатель понятия «детский сад») был первым педагогом, который  предложил теорию об игре, как одним из средств воспитания детей. Согласно его классификации детские игры дифференцированно (разделены на составные части, формы, ступени и т.д.) влияют на развитие ума, движений, внешних органов чувств. На развитие ума – умственные игры, органов чувств – сенсорные, на развитие движений – моторные игры.

Классификация детских игр, которая сформировалась в отечественной  дошкольной педагогике,   базируется на творчестве и самостоятельности детей в игре. Одним из первых  к классификации детских игр по данному принципу подошел П.Ф. Лесгафт (педагог, врач, биолог, анатом, антрополог). Позже его идеи получили развитие в работах Н.К.Крупской.

В настоящее время проблема  классификации детских игр снова стала обращать на себя пристальное внимание педагогов и ученых. Одна из классификаций детских игр разработана С.Л.Новоселовой. С ней можно ознакомиться в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника» (М., 1997). В основе этой программы лежит принцип классификации детских игр, который основывается  на представление о том, с чьей стороны возникает инициатива проведения игры (взрослого или ребенка).

Выделяется три класса игр:

1. Самостоятельные игры. 

К ним относятся игры, возникающие по инициативе детей. Это:

          — игра-экспериментирование;

          — самостоятельные сюжетные игры:

                    —  сюжетно-отобразительные,

                    —  сюжетно-ролевые,

                    —  режиссерские,

                    —  театрализованные;

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого.

Цели этих игр: воспитательная и образовательная деятельность:

          —  игры обучающие:

                    — дидактические,

                    — сюжетно-дидактические,

                    — подвижные;

          —  досуговые игры:

                   —  игры-забавы,

                   — игры-развлечения,

                   — интеллектуальные,

                   — празднично-карнавальные,

                   — театрально-постановочные;

3. Народные игры.

Игры, основанные на исторически сложившихся традициях. Существуют с давних времен. Они возникают по инициативе, как детей, так и взрослых:

         народные ( традиционные). Они относятся к обучающим и досуговым, присутствуют в основе многих                игр.