Игра как средство воспитания

В современной педагогике особое внимание уделяется изучению игры Игра воспитаниекак средства воспитания. Игра в дошкольном возрасте является одним из видов деятельности, в котором формируется  и развивается личность, обогащается ее внутреннее содержание.

Одним из основных значений игры, которое связано с воображением, состоит в том, что у детей развиваются потребность и желание преобразовать  окружающую его действительность и  способность к созиданию чего-то нового. Они соединяют в сюжете игры вымышленные и реальные  события и явления, наделяет новыми функциями и свойствами знакомые им предметы (кресло — самолет, мишка – отважный летчик).

Выбрав какую-либо роль (врача, артиста цирка, шофера), дошкольник примеряет к себе особенности другой личности, определенной профессии.  Он вживается в нее, тем самым развивает и обогащает свою личность и свой внутренний мир.

В некоторых играх приобретения детей и подражание взрослым имеет отрицательный характер. Например, при игре в семью одна девочка изображает ласковую «маму». Она заботится о «детях», помогает им, оберегает их. У другой девочки в голосе появляются командирский тон, и общение происходит на повышенных тонах. Сравнивая чувства, испытываемыми детьми в подобных играх, действия и способы их общения, становится ясно, как это скажется в дальнейшем на формирование характера и отношения дошкольников к окружающей действительности.

В многочисленных исследованиях, которые проводили педагоги и психологи доказано и объяснено, что в процессе игры происходит разносторонне развитие детей. В игре, с одной стороны, проявляется самостоятельная деятельность дошкольника. С другой стороны, присутствие и участие взрослых необходимо для того, чтобы игра стала правильным средством его обучении и  воспитания. Поэтому родителям и окружающим людям необходимо повлиять и направить в нужное русло содержание игры, чтобы дети научились способам полноценного и разностороннего общения. Игрушка, также становиться одним из важных средств воспитания. Она формирует представления ребенка об окружающем его мире, развивает нравственные чувства, такт и вкус.

При правильном руководстве, с педагогической точки зрения, игра обогащает кругозор ребенка, развивает воображение, образное мышление, способствует развитию  речи. Помогает усвоить правила взаимоотношений между людьми, нормы поведения. В игровой деятельности ребенок чаще, чем в реальной жизни, должен принимать самостоятельные решения. Например: Саша не хочет больше быть строителем. Он хочет управлять грузовой машиной, быть шофером. Но на машине уже ездит Игорь, и менять профессию он не собирается. И если Саша выйдет из игры, то она нарушится. Какое он примет решение? Будет игра продолжаться дальше или нет?

В играх с правилами тоже часто возникают подобные ситуации. Например: никто не заметил, как игрок коснулся другого игрока в догонялках. Как поступит ребенок?  Сядет на скамейку выбывших из игры или продолжит играть?

Творческие способности также развиваются в игре. Это проявляется в разыгрывании сюжета и роли, в создании костюмов, игрушек – самоделок. Во время игры, по сравнению с повседневной жизнью, становится выразительнее речь, мимика, жесты и движения детей.

Из этого следует, что воспитательная направленность всех видов игр очень велика. Родителям и взрослым, которые  окружают детей, важно организовать  игры так, чтобы не нарушить их естественный ход своими указаниями, замечаниями, нотациями или просто неосторожным словом.

Далее >> Классификация детских игр